По данным аналитиков BusinesStat, в России наблюдается устойчивый рост потребления прохладительных напитков. В 2023 года в этой категории было реализовано 9,41 млрд литров, что почти на 6% больше, чем в 2022-м. Уже в первом квартале 2024-го продажи газированных напитков прибавили 8,7%, говорится в отчёте агентства GRADUS. Предложение при этом растёт не столько в количестве, сколько в разнообразии. Здесь и кроются возможности для малого бизнеса.
При этом, Росстат отметил, что в январе–феврале 2024-го в стране впервые за пять лет наблюдалось сокращение производства безалкогольных напитков — на 3% год к году. По мнению экспертов, для этого было несколько причин: от изменения потребительских привычек до введения экспортных пошлин, маркировки на эту категорию товаров, а также акциза на газировки с сахаром. Стоит также учитывать и другие факторы, которые повышают себестоимость продукции.
Судя по всему, тенденция пока продолжается. Так, по данным Петростата, в январе–июле 2024 года в Петербурге безалкогольных напитков было произведено почти на 0,7% меньше, чем за тот же период в 2023-м: 23,4 тыс. декалитров.
С другой стороны, рынок активно развивается, замечают специалисты GRADUS — и газированные напитки по показателю объёма продаж уступают пальму первенства только питьевой воде. Поэтому в данной товарной категории постоянно появляются новые предложения и бренды. Отчасти это связано с дефицитом иностранных ингредиентов: концентратов, сиропов и пр. То есть такое сужение доступа к "экзотике тропиков" вынуждает к экспериментам — но ряд игроков рынка видит в ситуации несомненные плюсы.
"Рынок перегружен когда-то казавшимися интересными тропическими и другими сочетаниями, но все забыли про то, что в России есть свои ингредиенты. В наших рецептах можно встретить: укроп, иван-чай, мяту, вербену, можжевельник, пихту и другие локальные ингредиенты", — поделились с "ДП" в компании "Бакунин". Производитель в 2023 году совместно с командой бара Imbibe запустил линейку натуральных лимонадов и тоников, в которой создатели эксклюзивных рецептов постарались удивить наиболее интересными и нестандартными сочетаниями даров русской природы и коктейльной классики. В том, чтобы перенести технологии авторского приготовления лимонадов на уровень массового производства без потери качества, пригодилась экспертиза крупного производителя.
Удивлять потребителя вкусом, составом напитков, а также оформлением упаковки — один из эффективных способов привлечь внимание, завоевать свою аудиторию и долю рынка, структура которого не меняется годами и где лидируют компании-гиганты с "классикой" сегмента безалкогольных напитков. Кроме того, нестандартные для сегмента подходы в дизайне могут стать ещё одним ключом к повышению прибыли. Так, по данным Gradus Retail Index, потребителям более удобна экономичная и лёгкая по весу упаковка для напитков. Поэтому, например, в "Бакунин" для линейки лимонадов в качестве приоритетного варианта выбрали банки, хотя часть продукции всё же будет предлагаться в бутылках.
В компании говорят, что расширение ассортимента в данном сегменте рентабельно при наличии ярко выраженных сезонных трендов. Кроме того, игроки рынка — особенно востребованные у определённой целевой аудитории — нередко применяют такой инструмент, как коллаборации: и в рамках такого сотрудничества разрабатывают новые вкусовые сочетания для напитков. Собственно, такие проекты способствуют более результативному продвижению бренда и продукции в конкретной нише.
При этом общей для рынка тенденцией эксперты называют снижение количества сахара в напитках — не только из-за введения соответствующего акциза, но также в силу того, что всё большее число покупателей начинает следить за своим потреблением сладкого, переключается на ЗОЖ. Для них на рынке газированных напитков появляется продукция на основе натуральных свежевыжатых соков, фруктовые пюре, низкотемпературных настоев чаёв и трав, пояснили в "Бакунин". В самой компании также адаптировали рецепты 75% от всего ассортимента для сокращения добавленного сахара до минимума, а в ряде случаев до 0%.
Получается, что с учётом разнонаправленных трендов в магазинах выбор безалкогольных напитков становится шире. При этом, российские игроки рынка сегодня заменяют ушедшие бренды не только "на полке", но и на баннерах масштабных событий, прежде всего спортивных.